====== Методика преподавания информатики ====== {{:e-lib:catalog:book6.gif | }}Учебное пособие предназначено студентам педагогических вузов, изучающим систематический курс методики преподавания информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в средней общеобразовательной школе. Наряду с изложением общих вопросов теории и методики обучения информатике рассматриваются конкретные методические рекомендации по постановке базового и профильных курсов информатики. Пособие будет полезно также практическим учителям общеобразовательных школ и преподавателям средних специальных учебных заведений как руководство при планировании и проведении занятий по информатике, а также аспирантам и всем тем, кто интересуется организацией и перспективами обучения информатике в школе ==== Содержание ==== ==== Часть 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ ==== **Глава 1. ИСТОКИ: ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ЭВМ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ КИБЕРНЕТИКИ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ СССР И РОССИИ (середина 50-х - середина 80-х гг. XX века)** * 1.1. Начало * 1.2. Специализация по программированию на базе школ с математическим уклоном * 1.3. Обучение школьников элементам кибернетики * 1.4. Специальные факультативные курсы * 1.5. Специализации на базе УПК * 1.6. Развитие общеобразовательного подхода. Алгоритмическая культура учащихся * 1.7. Электронные калькуляторы * 1.8. Появление ЭВМ массового применения * 1.9. Введение в школу предмета “Основы информатики и вычислительной техники” * 1.10. Рекомендации к проведению семинарского занятия * Литература к главе 1 **Глава 2. ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ** * 2.1. Информатика как наука: предмет и понятие * 2.2. Информатика как учебный предмет в средней школе * 2.3. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики * 2.4. Рекомендации к проведению семинарского занятия * Литература к главе 2 **Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВВЕДЕНИЯ В ШКОЛУ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ** * 3.1. О целях общих и конкретных * 3.2. Исходные цели и задачи школьного курса ОИВТ. Понятие компьютерной грамотности учащихся * 3.3. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся * 3.4. Информационная культура учащихся: становление понятия * 3.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия * Литература к главе 3 **Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ** * 4.1. Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики * 4.2. Структура и содержание первой отечественной программы учебного предмета ОИВТ. Учебный алгоритмический язык А.П.Ершова * 4.3. Машинный вариант курса ОИВТ * 4.4. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы * 4.5. Стандартизация школьного образования в области информатики * 4.6. Рекомендации к проведению семинарского занятия * Литература к главе 4 **Глава 5. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ И МЕСТО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН** * 5.1. Проблема места курса информатики в школе * 5.2. Базисный учебный план 1993 года (БУП-93) * 5.3. Базисный учебный план 1998 года (БУП-98) * 5.4. Структура обучения информатике в 12-летнем учебном плане школы * 5.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия * Литература к главе 5 **Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ** * 6.1. Формы и методы обучения информатике * 6.2. Средства обучения информатике: кабинет вычислительной техники и программное обеспечение * 6.3. Организация работы в кабинете вычислительной техники * 6.4. Рекомендации к проведению семинарских занятий * Литература к главе 6 ==== Часть 2 КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ ==== ==== БАЗОВЫЙ КУРС ==== **Глава 7. ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ** * 7.1. Методические проблемы определения информации * 7.2. Подходы к измерению информации * 7.3. Процесс хранения информации * 7.4. Процесс обработки информации * 7.5. Процесс передачи информации * 7.6. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информации и информационных процессов * 7.7.Лабораторный практикум * Литература к главе 7 **Глава 8. ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ** * 8.1. Роль и место понятия языка в информатике * 8.2. Формальные языки в курсе информатики * 8.3. Языки представления чисел: системы счисления * 8.4. Язык логики и его место в базовом курсе * 8.5. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии представления информации * 8.6. Лабораторный практикум * Литература к главе 8 **Глава 9. ЛИНИЯ КОМПЬЮТЕРА** * 9.1. Представление данных в компьютере * 9.2. Методические подходы к раскрытию понятия архитектуры ЭВМ * 9.3. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении ЭВМ * 9.4. Требования к знаниям и умениям учащихся полиции компьютера * 9.5.Лабораторный практикум * Литература к главе 9 **Глава 10. ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ** * 10.1. Подходы к раскрытию понятий “информационная модель”, “информационное моделирование” * 10.2. Элементы системного анализа в курсе информатики * 10.3. Линия моделирования и базы данных * 10.4. Информационное моделирование * 10.5. Моделирование знаний в курсе информатики * 10.6. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования * 10.7.Лабораторный практикум * Литература к главе 10 **Глава 11. ЛИНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ** * 11.1. Подходы к изучению алгоритмизации и программирования * 11.2. Методика введения понятия алгоритма * 11.3. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих “в обстановке” * 11.4. Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами * 11.5. Элементы программирования в базовом курсе информатики * 11.6. Требования к знаниям и умениям учащихся ********полиции алгоритмизации и программирования * 11.7.Лабораторный практикум * Литература к главе 11 **Глава 12. ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ** * 12.1. Технология работы с текстовой информацией * 12.2. Технология работы с графической информацией * 12.3. Сетевые информационные технологии * 12.4. Базы данных и информационные системы * 12.5. Электронные таблицы * 12.6. Требования к знаниям и умениям учащихся полиции информационных технологий * 12.7. Лабораторный практикум * Литература к главе 12 ==== ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ==== **Глава 13. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ** **Глава 14. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ** * 14.1. Основные дидактические задачи и содержательные линии курсов, ориентированных на моделирование * 14.2. Формы и методы обучения компьютерному моделированию * 14.3.Методика преподавания отдельных тем, входящих в различные курсы компьютерного моделирования * 14.4. Требования к знаниям и умениям учащихся * 14.5. Варианты тематического планирования курсов, ориентированных на моделирование * 14.6. Лабораторный практикум * Литература к главе 14 **Глава 15. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ** * 15.1. Методика обучения структурному программированию * 15.2. Требования к знаниям и умениям учащихся * 15.3. Тематическое планирование курсов программирования на Паскале * 15.4. Методика обучения объектно-ориентированному программированию * 15.5. Требования к знаниям и умениям учащихся * 15.6. Тематическое планирование курсов объектно-ориентированного программирования * 15.7. Методика обучения логическому программированию