====2006/2007 учебный год ==== ==== Вопросы к экзамену по педагогике ==== ===для студентов специальности "Информатика" (разделы : 1-7,9) === - Общая характеристика педагогической профессии: возникновение, развитие, состояние, перспективы. Специфика работы учителя. - Профессиональные качества и личность педагога. Требования ГОСТа к личности и профессиональной компетенции педагога. - Общая и профессиональная культура педагога. Педагогические ценности. Педагогическая позиция. Педагогическое мастерство. - Педагогическая деятельность: основные виды, структура, функции, ведущие направления. Гуманистический характер и творчество в педагогической деятельности. - Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. - Закономерности и принципы воспитания. - Базовые теории воспитания и развития личности. - Понятие о воспитательных системах. Воспитательная система школы, класса. - Движущие силы и логика воспитательного процесса. Моделирование воспитательного процесса. - Проблема целей и содержания воспитания. - Система методов воспитания. - Организационные формы воспитательной работы. Классный час и его формы. - Педагогическое взаимодействие и педагогическая поддержка. Пед.такт и пед.этика. - Сущность педагогического общения. Педагогическая техника. - Коллектив как объект и субъект воспитания. Развитие коллектива, управление и самоуправление. - Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование. Документация. - Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения, патриотизма и интернационализма, толерантности и веротерпимости. - Социализация личности: сущность, возрастные этапы, цель, средства. Социальное воспитание: ценности, принципы, факторы, механизмы. Оказание индивидуальной помощи в институтах социального воспитания. - Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребёнка. Система и особенности работы с семьями учащихся. - Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире и в эпоху Средневековья – общая характеристика. - Я.А.Коменский – родоначальник педагогики как науки. Общая характеристика его взглядов, их значение для науки и практики. - Общая характеристика взглядов педагогов Западной Европы ( Дистервег, Песталоцци, Дидро, Руссо и др. – на выбор любые 2). - К.Д.Ушинский- основоположник российской научной педагогики. Общая характеристика его взглядов, их значение для отечественной науки. - Педагогические взгляды отечественных педагогов после революции 1917г. - Педагогические взгляды педагогов-новаторов советского периода. - Педагогика как наука. Возникновение и развитие её идей. Объект и предмет исследования. - Основные категории педагогической науки. - Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. - Образование как общественное явление и целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. - Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога. - Методы педагогического исследования – общая характеристика. Тесты и их виды. - Системный, личностный, деятельностный, аксеологический и другие подходы в педагогическом исследовании. - Логика и основные характеристики научно-педагогического исследования. Педагогическая диагностика в деятельности учителя и классного руководителя. - Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. - Закономерности и принципы обучения. - Сущность и организация процесса обучения. Единство обучения и воспитания. - Основные дидактические теории (концепции). - Целостность системы дидактических средств ; классификация, характеристики. - Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Образовательный стандарт. Тенденции реорганизации содержания образования. - Методы обучения : сущность, классификация, анализ. Выбор методов обучения. - Методы контроля и оценки знаний. Причины неуспеваемости. - Организационные формы обучения (семинар, практикум, экскурсия, факультатив, экскурсия, домашняя работа, конференция и пр.). Их особенности и назначение в процессе обучения. - Урок как основная форма обучения. Типы уроков, их структура. Основные требования к современному уроку. Анализ урока. - Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. - Инновационные образовательные процессы. Понятие новаций и инноваций. Опытно-экспериментальная работа учителя. - Понятие «педагогической технологии»- возникновение понятия, сущностные характеристики, уровни описания. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Основные типы технологий: дидактические, воспитательные, общепедагогические. - Общая характеристика дидактических технологий, их классификация. Технологии развивающего, проблемного, эвристического обучения. - Игровые технологии, технология сотрудничества; авторские частнопредметные технологии. - Общая характеристика технологий воспитания. Технология коллективных творческих дел. - Сущность педагогического проектирования. Алгоритм проектирования педагогического объекта.