====2006/07 УЧЕБНЫЙ ГОД==== ====ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (разделы 1-4, ГОС - 2005)==== ===ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ "Математика"=== - Общая характеристика педагогической профессии: возникновение, развитие, состояние, перспективы. Специфика работы учителя. Понятие образовательных услуг. Пути овладения педагогической профессией. - Педагогическая деятельность: основные виды, структура, функции, ведущие направления. Гуманистическая природа и задачный характер ПД. Творчество как неотъемлемая характеристика педагогической деятельности. - Общая и профессиональная культура педагога. Культурологический подход в образовании. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры. Сущность, структура, уровни профессиональной культуры. Педагогические ценности. Педагогическая позиция. - Требования ГОСта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально значимые личностные качества педагога. Понятие профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Способы саморазвития личности и обретения опыта педагогической деятельности. - Педагогическое взаимодействие и педагогическая поддержка. Педагогический такт и педагогическая этика. Сущность взаимодействия, его характеристики и основные типы. Понятие педподдержки, условия её успешности, этапы реализации. Педагогическая этика как совокупность нравственных норм поведения педагога. Педтакт как уважение к человеческому достоинству ребёнка. - Основы педагогического общения. Педагогическая техника. Сущность педобщения, его функции, этапы. Стили педобщения, их эффективность; отрицательные модели. Понятие педтехники и её составляющих (3 языка общения). Формирование коммуникативных умений у педагогов и учащихся. - Воспитание как социокультурный феномен. Сущность и предмет воспитания, его историческая обусловленность. Воспитание и культура. Три аспекта воспитания: социокультурный, индивидуальный, коммуникативный. Культурологический подход в воспитании. - Закономерности и принципы, факторы и условия воспитания- общая характеристика. Особенности и проблемы современного воспитания. С какими из них Вы столкнулись на практике, как их решали. - Ведущие парадигмы , подходы и современные концепции (теории) воспитания – общая характеристика, примеры, использование на практике. Гуманизация, сотрудничество, диалогичность и толерантность – основа новой идеологии воспитания. - Воспитание в структуре целостного образовательного процесса. Воспитание и обучение: общее и отличительное. Воспитательный потенциал процесса обучения. Воспитательные цели урока. - Цель как определяющая характеристика воспитания. Цели воспитания в истории педагогики. Определение цели воспитания сегодня; источники целеполагания; иерархия и виды целей. Алгоритм выработки педагогической цели – проиллюстрируйте примерами. - Воспитательная система как феномен. Основные понятия: «система воспитания», «воспитательная система», «система воспитательной работы». Примеры воспитательных систем. Школа как воспитательная система. Класс как воспитательная система. Системный подход в воспитании. - Воспитание как педагогический процесс. Движущие силы , логика, основные характеристики. Целостность, стадийность, диалогичность, кризисность. Отношение к ценностям как основа содержания воспитательного процесса. Педагогическая ситуация как единица воспитательного процесса. - Деятельностный подход в воспитании. Категория «деятельности» в педагогике. Сущность деятельностного подхода. Содержание воспитательной деятельности. Организация коллективно-творческой деятельности. - Система методов и приёмов воспитания. Организационные формы воспитательной работы,- определение понятий, классификация, примеры. Факторы, определяющие выбор методов и приёмов. Понятие «формы воспитательной работы», их многообразие. Классный час как основная организационная форма воспитания. Система классных часов. - Национальное своеобразие воспитание. Гражданственность и патриотизм. Национальный фактор в воспитании, теории многокультурного образования. Учёт этнокультурных особенностей учащихся в воспитательной деятельности. Воспитание национальной самодостаточности, патриотизма, гражданственности. - Толерантность как качество личности и педагогическая позиция. Уровни проявления толерантности; критерии и показатели. Отличие толерантной личности от интолерантной. Симптомы нетерпимого поведения педагога. Воспитание веротерпимости и культуры межнационального общения. - Педагогическая диагностика. Сущность, цели, методы. Изучение учащихся и ученического коллектива в целях проектирования воспитательного процесса. Примеры из практики. - Классный руководитель: функции, права, обязанности, профессиограмма (конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические умения и компетенции). Основные направления деятельности. Защита интересов и прав учащихся. Работа с документацией. - Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции и структура учебно-воспитательного коллектива. Самоуправление и педагогическое управление. Система работы с классным коллективом. Позиция классного руководителя на разных стадиях развития коллектива. Создание эмоционального климата, забота о сплочении и духовном взаимодействии. - Педагогика как наука; её становление и развитие. Объект и предмет исследования. Категориальный аппарат. Структура. Перспективы развития. - Педагогика в системе наук о человеке; её связь с другими науками и с педагогической практикой. - Методология педагогической науки: сущность, функции, уровни. Методологическая культура педагога-исследователя и педагога-практика. - Философские и общенаучные основания современной педагогики. Основные научно-педагогические подходы в исследовании проблем образования: системный, деятельностный, функциональный, личностный, целостный, аксеологический и др. - Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Теоретические и практические методы исследования (их сущность, назначение, сравнение); логика педагогического исследования. - Образование как общественное явление, педсистема и педпроцесс. Исторический характер и типы образования; роль в процессе социализации человека. Образовательная система современной России. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства; его основные характеристики, движущие силы и закономерности. - Дидактика как теория обучения. Зарождение. Дидактические идеи Я.А.Коменского. Предмет, задачи и основные категории дидактики. - Закономерности и принципы обучения. Понятие законов и закономерностей, принципов и правил. Основные законы обучения. Общие и конкретные закономерности. Принципы и правила обучения. - Процесс обучения: общая характеристика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций. Целостность и двусторонность. Диалогичность и личностная ориентация. Логика и движущие силы. Сотрудничество и сотворчество. - Целостность системы дидактических средств. Их уровневый характер. Классификация средств обучения. Современные взгляды на дидактические средства. Технические, компьютерные, информационные средства обучения. - Дидактическая ситуация как средство обучения. Общая характеристика, назначение. Проблемные ситуации, ситуации выбора, личностно-ориентированные, гуманитарно-ориентированные, политехнические ситуации как средство обучения. - Содержание образования как интегративный элемент образовательной системы. Сущность; принципы и критерии отбора содержания образования. ГОСт: базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования, их общая характеристика. - Современные дидактические концепции: проблемное, дифференцированное, развивающее, программированное, интерактивное, личностно-ориентированное обучение. Общая характеристика, опыт применения. - Современные модели обучения: традиционная, модульная, дистанционная, концентрированная модели; профильное обучение. Общая характеристика, опыт применения. - Методы и приёмы обучения. Исторический обзор. Сущность, классификация, примеры, анализ возможностей. Выбор методов обучения. Примеры. - Формы организации процесса обучения. Исторический обзор; классификация. Коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, домашняя формы обучения. Лекция, семинар, практикум, экскурсия, факультатив, кружок, консультация. Отличительные особенности форм, их возможности и эффективность. - Урок как основная форма обучения. Основные черты классно-урочной системы обучения, преимущества и недостатки. Типы уроков, их структура (примеры, анализ). Нестандартные уроки, их потенциал. Нестандартные приёмы в традиционных уроках. Требования к современному уроку. Планирование и анализ урока. - Методы контроля и оценки знаний. Сущность контроля, его функции, виды, принципы. Формы контроля. Тестирование. Рейтинг. Оценка и отметка: педагогическая обоснованность. Причины неуспеваемости и пути её преодоления. - Типология и многообразие образовательных учреждений. Гимназии; лицеи; негосударственные образовательные учреждения; авторские школы- общая характеристика, отличительные черты, примеры, педагогический потенциал, перспективность. - Инновационные образовательные процессы. Понятие новаций и инноваций. Тенденции реорганизации современного образования: гуманизация, гуманитаризация, сотрудничество, демократизация, интеграция, дифференциация, индивидуализация, профилизация, компьютеризация, информатизация и пр.