=====ММ198===== **Конкурсная задача ММ198** (8 баллов) Будем говорить, что n-угольник относится к классу s, если его можно триангулировать на n-2 треугольника внутренними диагоналями в точности s различными способами. Найти три наименьших и три наибольших значения s для n = 20. **Решение** Привожу решения {{:marathon:мм198_fiviol.doc|Виктора Филимоненкова}}, {{:marathon:mm198_полубасов.pdf|Олега Полубасова}} и {{:marathon:kazmerchuk_pr_198.docx|Анатолия Казмерчука}}. **Обсуждение** На ММ198 получено наименьшее в 20-м туре количество решений. По-видимому, это свидетельствует о трудности задачи (первоначальная цена задачи - показатель весьма субъективный). Альтернативное объяснение - задача не вызвала интереса участников - не проходит, ввиду максимально возможной эстетической оценки задачи. Хотя... процитирую комментарий Дмитрия Пашуткина "Мне показалось, что эта задача из тех, интерес к которым растет прямо пропорционально времени, затраченному на их решение, из разряда "аппетит приходит во время еды" :) Условие на первый взгляд создает впечатление громоздкости требуемых для решения построений, но стоит только взяться и дальше уже оторваться невозможно." Отмечу два разных подхода, примененных участниками к конструированию нужных многоугольников: "склеивание" многоугольников с меньшим числом сторон по общей стороне; "вдавливание" некоторых вершин выпуклого многоугольника. Для получения максимальных значений s конкурсанты естественно использовали второй подход. Для малых значений s большинство конкурсантов использовали первый подход и "уперлись" в случай s=11. В то время как "вдавливание" (см. решение Олега Полубасова) позволяет легко преодолеть этот барьер. В некоторых решениях (например, у Анатолия Казмерчука) приведены (достаточно легко находимые) полные списки возможных значений s для n < 6. Усилю этот результат, списком для n = 7:\\ {1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 23, 28, 42}.\\ Разумеется, можно продвинуться и дальше. Но задача описания всех возможных значений s (или хотя бы их количества) для произвольного "n", мягко говоря, очень трудна. Рост n приводит некому "фрактально-комбинаторному взрыву". "Фрактально" - потому что в формулах для подсчета плодятся самоподобные подформулы. А "взрыву" - потому что плодятся они весьма активно. Затруднено даже продвижение в изучении максимально возможных значений s. Это затруднение вызвано тем, что с ростом n, значения s, полученные однотипным формулам могут меняться местами (иногда совпадая). Этот момент описан в решении Анатолия Казмерчука: Действительно, подставляя разные n в формулы Cn-2-Cn-3-2Cn-4 и Cn-2-2Cn-3+Cn-4 (соответствующие возможным классам n-угольников) получим:\\ для n=7 18 и 19 соответственно;\\ для n=8 оба раза по 62;\\ для n=9 213 и 207. Очередной раз я испытывал определенные затруднения при распределении призовых баллов. Предвосхищая чаяния ведущего, многие участники не ограничились шестью требуемыми значениями s. Понятно, что их усилия должны быть поощрены дополнительными баллами. В значительно меньшей степени понятно что лучше: продвинуться в нахождении больших значений дальше конкурентов, но при этом пропустить некоторые значения в "гарантированном" списке, или ограничиться меньшим количеством значений s, не доходя до пропущенного значения. Итоги моих сомнений см. в разделе **"Награды"**. А здесь приведу первый (если я тоже чего-то не пропустил) пропущенный случай в "гарантированном" списке Олега. У 20-угольника на рисунке 1 отсутствуют внешние диагонали A17A20 и A18A20. Поэтому он относится к классу C18-C17-C16=312636240 {{ :marathon:20-2.png |рисунок 1}} Если же немного сместить вправо вершину A19 (рис. 2), то исчезнут триангуляции, содержащие диагональ A1A18. Это в точности триангуляции выпуклого 18-угольника A1A2...A18. Поэтому у 20-угольника на рисунке 2 в точности C18-C17-2C16=277278570 триангуляций. {{ :marathon:20-3.png |рисунок 2}} **Награды** За решение задачи ММ198 участникам начислены следующие призовые баллы: Олег Полубасов и Анатолий Казмерчук - по 11; Сергей Половинкин - 10; Виктор Филимоненков и Дмитрий Пашуткин - по 8; Ариадна - 6. **Эстетическая оценка задачи - 5 баллов** ----