====== Кафедра методики преподавания математики ====== ===== История кафедры ===== Годом создания кафедры **методики преподавания математики** считается 1966-й, когда из двух существовавших в то время математических кафедр - кафедры **высшей математики** и кафедры **элементарной математики** были созданы три: **алгебры** **и** **геометрии**, **высшей математики**, **элементарной математики** **и методики**. Кафедрой **элементарной математики и методики** заведовал вплоть до ухода на пенсию в 1977 году //Конопатов Павел Иванович// (с 1970 года кафедра стала называться **кафедрой методики математики**). В 1977-78 учебном году обязанности заведующего кафедрой исполняла //Соболева Валентина Георгиевна//. \ {{ :mf:mpm:all1.jpg }}
Преподаватели, работавшие на кафедре в год ее создания.
На снимке: Прокофьева А.Н., Мовина А.П., Конопатов П.И., Соболева В.Г., Мацкин М.С., Сосова Р.К.
\ В 1978 году кафедра методики математики была реорганизована в кафедру **методики математики и физики**, в которую вошли и специалисты по методике физики. Заведующим кафедрой стал //Данильчук Валерий Иванович//, который проработал в этой должности до 1980 года, когда он был назначен на должность проректора по научной работе, а затем и ректора. С этого времени и до конца 1980-81 учебного года обязанности заведующего кафедрой исполняла //Соболева В.Г.// В 1981-82 учебном году заведующим кафедрой стала //Савина Фаина Константиновна//, которая руководила кафедрой до конца 1985-86 учебного года, после чего она была назначена на должность заведующего кафедрой педагогики. С июля 1986 г. по сей день кафедру возглавляет //Розка Юрий Афанасьевич//.
{{:mf:mpm:konopatov.jpg|Конопатов Павел Иванович}}{{:mf:mpm:soboleva.jpg|Соболева Валентина Георгиевна}} {{:mf:mpm:daaniltshuk.jpg|Данильчук Валерий Иванович}}{{:mf:mpm:savina.jpg|Савина Фаина Константиновна}}{{:mf:mpm:rozka.jpg|Розка Юрий Афанасьевич}} //Заведующие кафедрой: Конопатов П.И., Соболева В.Г., Данильчук В.И., Савина Ф.К., Розка Ю.А.//
Для преподавателей, активно занимающихся научной деятельностью, на кафедре создаются максимально благоприятные условия. Так, были защищены диссертации на степень кандидата педагогических наук: 1988 г. - //Мацкиным Ю.М.// 1989 г. - //Треплиной О.Ф.//, 1994 г. - //Смыковской Т.К.//, 1998 г. - //Ковалевой Г.И.//, 2002 г. - //Махониной А.А.// В 2000 году кандидат педагогических наук, доцент //Смыковская Т.К.// защитила диссертацию на степень доктора педагогических наук (по методике преподавания математики) и с 1.09.2000 г. была назначена на должность профессора кафедры методики преподавания математики. Хороший старт для дальнейшей научной и педагогической деятельности кафедра дала //Сергееву Н.К.// (ныне доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, первый проректор ВГПУ), //Бочкиной (Бордовской) Н.В.// (член-корреспондент АПН), //Зайцеву В.В.// (доктор педагогических наук, проректор по учебной работе ВГПУ), //Крицкому А.Г.// (кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии). Сильной стороной деятельности кафедры всегда была связь со школами и органами народного образования. Постоянно работали в школе //Розка Ю.А.//, //Соболева В.Г.//, //Треплина О.Ф.//, //Смыковская Т.К.//, //Ковалева Г.И.//, периодически работали в качестве учителя математики и остальные преподаватели кафедры. Ни одно более или менее крупное мероприятие в области и городе, связанное с проблемами преподавания математики, не проводилось без консультации или непосредственного участия членов кафедры, самое активное участие кафедра всегда принимала в работе Института повышения квалификации учителей. \ ===== Состав преподавателей и лаборантов ===== В настоящее время на кафедре работают: - Соболева Валентина Георгиевна (с 1953 года) - Гордиенко Алевтина Кирилловна (с 1975 года) - Розка Юрий Афанасьевич (с 1977 года) - Треплина Ольга Федоровна (с 1982 года) - Марушкина Антонина Николаевна (с 1989 года) - Ковалева Галина Ивановна (с 1991 года) - Лысенко Ирина Владимировна (с 1991 года) - Смыковская Татьяна Константиновна (с 1991 года) - Махонина Анжела Анатольевна (с 1999 года) - Антипова Айнур Абухановна (с 2003 года) - Дюмина Татьяна Юрьевна (с 2003 года) - Андреенкова Наталья Леонидовна (с 2004 года) - Моисеева Сария Юрьевна (с 2005 года) - Моисеева Василиса Николаевна (с 2005 года) \ В разные годы на кафедре работали: //Конопатов Павел Иванович// - первый заведующий кафедрой методики математики (работал вплоть до ухода на пенсию в 1977 г.), //Данильчук Валерий Иванович// - заведующий кафедрой методики математики и физики (1978-1980 гг.), //Савина Фаина Константиновна// - заведующая кафедрой (1981-1986 гг.), //Мацкин М.С.//, //Мовина А.П.//, //Хенкин А.Р.//, //Мурадова В.Ф.//, //Прокофьева А.Н.//, //Григорьев В.И.//, //Давыдова Л.Д.//, //Лимаренко З.Н.//, //Малова И.П.//, //Сергеев Н.К.//, //Зарубина В.И.//, //Зайцев В.В.//, //Крицкий А.Г.//, //Максимова Г.П.//, //Лебедева Н.А.//, //Анненков С.А.//, //Котов А.Я.//, //Манзюк Л.П.//, //Крячков Ю.Г.//, //Бароменская И.Н.//, //Мишарева А.А.//, //Ткаченко Е.О.//, //Гладышева Е.П.//, //Бочкина Н.В.//, //Левина С.А.//, //Сосова Р.К.//, //Мацкин Ю.М.//, //Лысенко И.В.//. \ {{ mf:mpm:all2.jpg }}
Кафедра в середине 70-х. Слева направо: Сосова Р.К., Гагарина В.Н., Сергеев Н.К., Григорьев В.И., Розка Ю.А., Прокофьева А.Н., Мацкин М.С., Конопатов П.И., Соболева В.Г., Мурадова В.Ф.
\ {{ mf:mpm:all3.jpg }}
Кафедра в начале 80-х. Слева направо: Ильина Т.П., Гордиенко А.К., Сосова Р.К., Зарубина В.И., Мурадова В.Ф., Давыдова Л.Д., Лиморенко З.Н., Прокофьева А.Н., Малова И.П., Мовина А.П., Конопатов П.И., Соболева В.Г., Данильчук В.И., Мацкин М.С.
\ {{ mf:mpm:all4.jpg }}
Кафедра в 2001 году. Слева направо: Марушкина А.Н., Сосова Р.К., Розка Ю.А., Смыковская Т.К., Лысенко И.В., Ковалева Г.И., Махонина А.А., Треплина О.Ф., Соболева В.Г., Гордиенко А.К.
\ Наиболее значительный вклад из перечисленных выше преподавателей, не работающих в настоящее время, в деятельность кафедры внесли: //Мацкин М.С.// - внедрение элементов математического анализа в курс математики средней школы, //Хенкин А.Р.// - обучение решению задач, в том числе и олимпиадных, //Анненков С.А.// - черчение, техника работы на доске изготовление разного рода наглядных пособий, //Манзюк Л.П.// - методика проведения разного рода внеклассных мероприятий, нестандартных уроков, способствующих возбуждению у школьников интереса к математике. //Конопатов П.И.//, заложивший основы многих лучших традиций кафедры, //Данильчук В.И.//, поднявший на новую ступень деятельность кафедры по связи со школами и органами народного образования, //Савина Ф.К.//, много сделавшая по повышению научно-педагогической квалификации сотрудников. Всех их и по сей день с благодарностью вспоминают выпускники нашего факультета, оценив по достоинству те знания и умения, которые они им дали. \ ===== Ведущие ученые и педагоги ===== **//Розка Юрий Афанасьевич//, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой** {{mf:mpm:rozka2.jpg }}//Юрий Афанасьевич,// выпускник нашего факультета, с первых дней работы в школе проявил себя как талантливый педагог, творчески работающий учитель и поэтому в 1977 году был приглашен на кафедру, а затем направлен в аспирантуру МГПИ им. В.И.Ленина, которую закончил и успешно защитил диссертацию. При работе на кафедре выявились хорошие организаторские способности Юрия Афанасьевича, и он был назначен на должность заведующего подготовительным отделением, с которой освобожден в связи с избранием по конкурсу на должность заведующего кафедрой. С июля 1987 г. он был избран на должность декана физико-математического факультета. С этого времени Юрий Афанасьевич стал активно работать над проблемой "Содержание профессиональной подготовки учителя математики в системе многоуровневого высшего педагогического образования". Он возглавил коллектив ученых факультета по разработке этой проблемы. Наиболее весомый вклад внесли: проф. //Карташов В.К.,// доц. //Макарова Е.Л.,// ст.преп. //Усольцев В.Л.,// доц. //Крячков Ю.Г.// и зав. лабораторией //Кунина М.В.// //Основные результаты:// - "Концепция высшего педагогического образования на математическом факультете ВГПУ". (Издательство "Перемена", г.Волгоград). - Разработаны учебные планы по всем трем уровням для математического факультета (для стационара и ОЗО) по специальности "Математика" с дополнительной специальностью "Информатика" и по специальности "Информатика". - Разработаны учебные программы для допрофессиональной подготовки учащихся в педклассах города Волгограда. Апробация этих программ прошла в мужском педагогическом лицее и в Николаевской СШ №3. \ **//Смыковская Татьяна Константиновна//, доктор педагогических наук, профессор** {{mf:mpm:smykovskaya.jpg }}В 2000 г. защищена докторская диссертация по теме: "Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики". //Направление исследований// - Проектирование методической системы учителя. - Методическая система обучения математике, ориентированная на развитие творчества учащихся. - Реализация деятельностного подхода. Разработана технология проектирования методической системы учителя; технология обучения будущих учителей проектированию собственной методической системы учителя; построена концепция теории проектирования методической системы учителя. Результаты исследования внедряются в ВГПУ, Московском государственном открытом педагогическом университете, Ульяновском институте повышения квалификации учителей, учебных заведениях г.Волгограда и Волгоградской области. \ **//Ковалева Галина Ивановна//, кандидат педагогических наук, доцент** {{mf:mpm:kovaleva.jpg }}В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: "Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения ими учебных задач" //Основные направления работы// - Проблема формирования познавательных интересов учащихся. - Реализация задачной технологии в личностно ориентированном обучении. - Проблемы отбора содержания образования в школьном курсе математики и в педуниверситете. Результаты исследований успешно внедряются в учебный процесс в школах города и области, а также в ВГПУ. Галина Ивановна с успехом читает лекции для учителей на курсах ОблИУУ, является научным консультантом в ИТЛ № 5, постоянно работает учителем математики в этом же лицее, является руководителем научного общества учащихся, куратором НИРС на математическом факультете. \ **//Марушкина Антонина Николаевна//, кандидат педагогических наук, доцент** {{mf:mpm:marushkina.jpg }} Антонина Николаевна является председателем научно-методического совета факультета, руководителем научно-методического объединения СШ № 84. Направлением исследования является подготовка специалистов в системе многоуровненного высшего педагогического образования, формирование профессиональной направленности студентов факультета. Выявлен уровень удовлетворенности избранной специальностью студентов факультета (выборочная совокупность 90 человек), определена профессиональная направленность студентов факультета, подготовлен материал к публикации. \ **//Мацкин М.С.//, кандидат педагогических наук, доцент** {{mf:mpm:matskin.jpg }} Работал на кафедре с 1958 г. по 1984 г. Первый цикл его научно-исследовательской работы связан с вопросами измерения геометрических величин. Основное же направление его научных интересов последних лет -разработка и эксперимент по введению в практику преподавания элементов математического анализа. Итог этой большой и чрезвычайно важной работы был подведен в выпущенной (в соавторстве с Мацкиной Р.Ю.) в издательстве "Просвещение" монографии "Функции, их исследование. Производная." (1968 г.) и "Вопросы математического анализа в курсе математики средней школы (пособие для учителей)". \ **//Соболева Валентина Георгиевна//, кандидат педагогических наук, доцент** {{mf:mpm:soboleva2.jpg }} Научные интересы Валентины Георгиевны всегда были связаны с проблемой постановки преподавания геометрии в школе, усиливающей развивающие и воспитывающие функции обучения этому предмету. Она активно участвовала в перестройке школьного курса геометрии, когда ведущей идей этого курса стала идея геометрических преобразований (с 1972 г., Колмогоров А.Н.) и принципиально новой постановке школьного курса, когда на первый план была выделена идея развития логического мышления учащихся (Погорелов А.В. с 1982 г.). Ее научная работа всегда самым теснейшим образом была связана со школьной практикой - постоянная работа Валентины Георгиевны в качестве учителя математики в средней школе, руководство методическим объединением учителей математики, университетом "Учитель и наука", чтение лекций и проведение практических занятий на курсах переподготовки учителей математики к работе по принципиально новым учебникам геометрии, проводимых ОблИУУ, позволили ей оперативно обеспечивать внедрение научных разработок в практику. Последние 10 лет Валентина Георгиевна участвовала в разработке темы "Содержание методической подготовки студентов педуниверситета в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов". Составлены программы курсов элементарной математики и методики математики, построенные на идее их интеграции, результаты исследования внедрены в практику работы математического факультета ВГПУ. \ **//Треплина Ольга Федоровна//, кандидат педагогических наук, доцент** {{mf:mpm:treplina.jpg }} В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: "Связь обучения с жизнью как средство формирования мотивации учения (на примере обучения математике)". В дальнейшем продолжила исследования по проблеме личностно-ориентированного обучения математике в концепции межличностного опосредования учебной деятельности учащихся. Описан онтогенез процесса обучения от знаниевы,х через развивающие, к личностно ориентированным системам. Выявлена модульно-матричная структура технологии личностно-ориентированного обучения, обеспечивающая интегративную психолого-педагогическую целостность учебного процесса. Установлено, что личностно-ориентированное обучение, как обучение более высокого уровня сложности, имеет концентрическое строение, дискретный и вероятностный характер; обеспечивает синтетические отношения знаньевых, деятельностных и личностных составляющих учебного процесса, источником которых становится сам ученик. Результаты исследования успешно внедряются в учебный процесс в школах города и области. Разработана и реализована авторская программа курсов для учителей математики на базе ИПК; программа спецкурса "Теория и практика личностно-ориентированного обучения математике"; работает студенческая лаборатория по проблемам личностно-ориентированного обучения. Идеи адаптированной системы обучения математике отмечены дипломом Всероссийского конкурса студенческих методических работ (1998/99 уч.год) На протяжении многих лет Ольга Федоровна является научным руководителем кафедры математики и научных консультантом информационно-методического центра РОО Дзержинского района г. Волгограда; руководит городским Научным обществом учащихся (секция прикладной математики), способствовала его возрождению. В настоящее время к печати готовится книга "Личностно-ориентированное обучение математике. (Теория и практика)". \ ===== Специальности, научно-исследовательская работа ===== Кафедра участвовала и участвует в подготовке выпускников факультета по следующим специальностям: //Пятилетнее обучение:// - Математика и черчение. - Математика и физика. - Физика и математика. - Математика и информатика. //Дополнительные специализации:// - Практический психолог. - Менеджер в области образования. **Бакалавриат** работает с 1997 года. С октября 2000 г. при кафедре создана **аспирантура** по специальности 13.00.02. - теория и методика обучения математике. Тематика исследований определена направлениями работы кафедры: эвристическая деятельность, учебная деятельность, методическая система обучения математике в колледжах, технологический подход при проектировании учебного процесса. К проведению занятий с аспирантами привлекаются доценты кафедры. Аспирантам предлагается принимать участие в заседании лаборатории "Методическая система учителя: функции, потенциал, проектирование, авторство". Научные исследования преподавателей кафедры всегда были посвящены повышению качества обучения математике в школе и вузе. С 1979 года кафедра начала работу по единой проблеме: "Совершенствование системы подготовки студентов к работе в школе". Произведено укрупнение тематики научных исследованицй. Вместо шести различных тем, разрабатывавшихся ранее преподавателями кафедры, определена одна - "Исследование содержания подготовки учителя физики и математики в педагогическом институте и экспериментальное внедрение комплекса мероприятий по ее совершенствованию", в рамках которой каждый преподаватель продолжил работу над своей проблемой. В 1981 году научно-исследовательская работа кафедры начала приобретать комплексный характер. Все сотрудники включились в разработку темы "Исследование содержания методической подготовки учителя физики и математики в педагогическом институте в связи с реализацией комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников", которая является составной частью проблемы комплексного коллективного исследования института. Изучались особенности целостного подхода в учебном процессе по методическим дисциплинам, формирование мировоззренческих убеждений студентов и школьников, мотивов их учения, вопросы усиления развивающих и воспитывающих функций обучения, особенности организации учебно-познавательной деятельности, формирование у студентов системы умений и навыков по оптимизации процесса обучения математике и физике. В результате теоретико-экспериментальных и прикладных исследований усовершенствованы требования к методической подготовке учителя, разработаны средства формирования основных учительских умений оптимизировать современный урок в условиях комплексного подхода, усилены психологические основы исследуемой проблемы. В 1986-1992 гг. научная работа кафедры осуществлялась по теме "Содержание методической подготовки учителя математики в пединституте в условиях целостного учебно-воспитательного процесса", которая является составной частью коллективного исследования ВГПИ "Методологические и теоретические основы целостного процесса формирования личности школьника и студента, формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки". Проблема исследовалась в условиях реформы общеобразовательной и средней школы. За эти годы защищены 4 кандидатские диссертации (//Максимова Г.П., Треплина О.Ф., Мацкин Ю.М., Зайцев В.В.//), опубликовано около 40 статей, издан сборник научных трудов "Единство теоретической и практической подготовки учителей математики и физики в условиях реформы школы". В 1993-1997 гг. исследования проводились в рамках общекафедральной темы: "Содержание методической подготовки учителя математики в системе многоуровневого высшего педагогического образования", а в 1998-1999 гг. общекафедральной темы: "Научное и технологическое обеспечение модернизации непрерывного педагогического образования в практике работы региональных учебно-воспитательных учреждений научно-производственного педагогического комплекса", которые являлись частью госбюджетных исследований проводимых в ВГПУ по проблеме: "Научное и тнехнологическое обеспечение модернизации педагогического образования, ориентированного на реализацию личностного подхода в деятельности учителя". Проводилось научно-методическое обоснование содержания образовательно-профессиональных программ в условиях перехода математического факультета на многоуровневую систему высшего педагогического образования. За этот период защищены 2 кандидатские диссертации (//Ковалева Г.И., Смыковская Т.К.//), опубликовано 116 работ. С 2000 г. НИР кафедры проводится в рамках внутривузовского направления "Разработка теоретико-методологических основ целостного педагогического процесса в школе и вузе" (научный руководитель проф. //Сергеев Н.К.//) и является новым этапом и логическим продолжением ранее проводимых исследований. В 2000 г защищена первая на кафедре докторская диссертация (//Смыковская Т.К.//), опубликовано 43 работы, результаты внедряются в учебный процесс ВГПУ и других образовательных учреждений. \ ===== Научно-исследовательская работа студентов ===== Научно-исследовательская работа студентов осуществляется при кафедре под руководством ведущих преподавателей. Основными направлениями в работе являются: * Разработка тематических исследований (проблемные группы, кружки и т.п.); * Выполнение проектных заданий от органов образования (проблемные группы в базовых школах); * Участие в конкурсах и олимпиадах (внутривузовские, региональные, Всероссийские туры). В основном научно-исследовательской работой студенты начинают активно заниматься на старших курсах, однако, нередко участие и студентов 2-3-х курсов. Присвоение звания "студент-исследователь" стало традицией, начиная с 1991 г. Первые студенты-исследователи в настоящее время обучаются в аспирантуре, защитили кандидатские диссертации. В 1985 г. на Всесоюзном конкурсе студенческих работ студенческая работа, выполненная при кафедре (рук. Соболева В.Г.), заняла первое место. На протяжении пяти лет (1987-91 гг.), участвуя в региональных конкурсах по методике преподавания математики, студенты занимали призовые места (рук. Мацкин Ю.М.): первые-вторые командные и вторые - индивидуальные. Три года подряд кафедра принимала в качестве базового учреждения Поволжскую олимпиаду по методике преподавания математики (1993-1996 гг.) (рук. Соболева В.Г., Смыковская Т.К.). В этот период команда ВГПУ занимала призовые места (2-3-е места). В 1998 г. на Поволжском конкурсе студенческих работ призовое место заняла работа по методике преподавания математики (рук. Треплина О.Ф.). Традиция - проведение ежегодных студенческих научных конференций. Под руководством кафедры работают от 2-х до 4-х секций по различным аспектам методики обучения математике. По результатам апробации студенческих материалов опубликованы сборники студенческих работ. В последние 4-е года материалы студенческих исследований обсуждаются на конференциях студентов и молодых ученых Волгоградской области, студенческих конференциях в Волгоградском педагогическом колледже и др. Общее руководство НИРС осуществляют куратор факультета и кафедры (1991-98 гг. - //Смыковская Т.К.//, 1998-2000 гг. - //Ковалева Г.И.//, 2000-2006 гг. - //Лысенко И.В.//, 2006 г. - //Андреенкова Н.Л.//). \ ===== Материально техническая база кафедры ===== {{mf:mpm:gordienko.jpg }} На кафедре функционирует кабинет методики преподавания математики (зав.каб. //Гордиенко Алевтина Кирилловна//), в котором собрана уникальная методическая и специальная литература, ставшая уже библиографической редкостью, наглядные пособия и ТСО. Разрабатываются новые и перерабатываются старые дидактические материалы к занятиям. Имеется в наличии и поддерживается в рабочем состоянии аудиовизуальная техника. Обеспечивается необходимая консультативная помощь студентам при их самостоятельной работе в кабинете.