-  Общая характеристика педагогической профессии: возникновение, развитие, состояние, перспективы. Специфика работы учителя. 
-  Профессиональные качества и личность педагога. Требования ГОСТа  к личности и профессиональной компетенции педагога. 
-  Общая и  профессиональная культура педагога. Педагогические ценности. Педагогическая позиция. Педагогическое мастерство. 
-  Педагогическая деятельность: основные виды, структура, функции, ведущие направления. Гуманистический характер и творчество в педагогической деятельности. 
-  Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. 
-  Закономерности и принципы воспитания. 
-  Базовые теории воспитания и развития личности. 
-  Понятие о воспитательных системах. Воспитательная система школы, класса. 
-  Движущие силы и логика воспитательного процесса. Моделирование воспитательного процесса. 
-  Проблема целей и содержания воспитания. 
-  Система методов воспитания. 
-  Организационные формы воспитательной работы. Классный час и его формы. 
-  Педагогическое взаимодействие и педагогическая поддержка. Пед.такт и пед.этика. 
-  Сущность педагогического общения. Педагогическая техника. 
-  Коллектив как объект и субъект воспитания. Развитие коллектива, управление и самоуправление. 
-  Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование. Документация. 
-  Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения, патриотизма и интернационализма, толерантности и веротерпимости. 
-  Социализация личности: сущность, возрастные этапы, цель, средства. Социальное воспитание: ценности, принципы, факторы, механизмы. Оказание индивидуальной помощи в институтах социального воспитания. 
-  Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребёнка. Система и особенности работы с семьями учащихся. 
-  Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире и в эпоху Средневековья – общая характеристика. 
-  Я.А.Коменский – родоначальник  педагогики как науки. Общая характеристика его взглядов, их значение для науки и практики. 
-  Общая характеристика взглядов педагогов Западной Европы ( Дистервег, Песталоцци, Дидро, Руссо и др. – на выбор любые 2). 
-  К.Д.Ушинский- основоположник российской научной педагогики. Общая характеристика его взглядов, их значение для отечественной науки. 
-  Педагогические взгляды  отечественных педагогов после революции 1917г. 
-  Педагогические взгляды педагогов-новаторов советского периода. 
-  Педагогика как наука. Возникновение и развитие её идей. Объект и предмет исследования. 
-  Основные категории педагогической науки. 
-  Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. 
-  Образование как общественное явление и целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. 
-  Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога. 
-  Методы педагогического исследования – общая характеристика. Тесты и их виды. 
-  Системный, личностный, деятельностный, аксеологический и другие подходы в педагогическом исследовании. 
-  Логика и основные характеристики научно-педагогического исследования. Педагогическая диагностика в деятельности учителя и классного руководителя. 
-  Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. 
-  Закономерности и принципы обучения. 
-  Сущность и организация  процесса обучения. Единство обучения и воспитания. 
-  Основные дидактические теории (концепции). 
-  Целостность системы дидактических средств ; классификация, характеристики. 
-  Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Образовательный  стандарт. Тенденции реорганизации содержания образования. 
-  Методы обучения : сущность, классификация, анализ. Выбор методов обучения. 
-  Методы контроля и оценки знаний. Причины неуспеваемости. 
-  Организационные формы обучения (семинар, практикум, экскурсия, факультатив, экскурсия,     домашняя работа, конференция и пр.). Их особенности и назначение в процессе обучения. 
-  Урок как  основная форма обучения. Типы уроков, их структура. Основные требования к     современному уроку. Анализ урока. 
-  Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы. 
-  Инновационные образовательные процессы. Понятие новаций и инноваций. Опытно-экспериментальная работа учителя. 
-  Понятие «педагогической технологии»- возникновение понятия, сущностные характеристики, уровни описания. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Основные типы технологий: дидактические, воспитательные, общепедагогические. 
-  Общая характеристика дидактических технологий, их классификация. Технологии развивающего, проблемного, эвристического обучения. 
-  Игровые технологии, технология сотрудничества;  авторские частнопредметные технологии. 
-  Общая характеристика технологий воспитания. Технология коллективных творческих дел. 
-  Сущность педагогического проектирования. Алгоритм проектирования педагогического объекта.