Математический факультетИнформация для студентовЭлектронная библиотека
Карта сайтаКарта сайта
Недавние измененияНедавние изменения
ПоискПоиск
  
Вы посетилиВы посетили
История страницыИстория страницы
  
Вход/выходВход


Методика преподавания информатики

 Учебное пособие предназначено студентам педагогических вузов, изучающим систематический курс методики преподавания информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в средней общеобразовательной школе. Наряду с изложением общих вопросов теории и методики обучения информатике рассматриваются конкретные методические рекомендации по постановке базового и профильных курсов информатики. Пособие будет полезно также практическим учителям общеобразовательных школ и преподавателям средних специальных учебных заведений как руководство при планировании и проведении занятий по информатике, а также аспирантам и всем тем, кто интересуется организацией и перспективами обучения информатике в школе

Содержание

Часть 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ

Глава 1. ИСТОКИ: ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ЭВМ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ КИБЕРНЕТИКИ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ СССР И РОССИИ (середина 50-х - середина 80-х гг. XX века)

  • 1.1. Начало
  • 1.2. Специализация по программированию на базе школ с математическим уклоном
  • 1.3. Обучение школьников элементам кибернетики
  • 1.4. Специальные факультативные курсы
  • 1.5. Специализации на базе УПК
  • 1.6. Развитие общеобразовательного подхода. Алгоритмическая культура учащихся
  • 1.7. Электронные калькуляторы
  • 1.8. Появление ЭВМ массового применения
  • 1.9. Введение в школу предмета “Основы информатики и вычислительной техники”
  • 1.10. Рекомендации к проведению семинарского занятия
  • Литература к главе 1

Глава 2. ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ

  • 2.1. Информатика как наука: предмет и понятие
  • 2.2. Информатика как учебный предмет в средней школе
  • 2.3. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики
  • 2.4. Рекомендации к проведению семинарского занятия
  • Литература к главе 2

Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВВЕДЕНИЯ В ШКОЛУ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ

  • 3.1. О целях общих и конкретных
  • 3.2. Исходные цели и задачи школьного курса ОИВТ. Понятие компьютерной грамотности учащихся
  • 3.3. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся
  • 3.4. Информационная культура учащихся: становление понятия
  • 3.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия
  • Литература к главе 3

Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ

  • 4.1. Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики
  • 4.2. Структура и содержание первой отечественной программы учебного предмета ОИВТ. Учебный алгоритмический язык А.П.Ершова
  • 4.3. Машинный вариант курса ОИВТ
  • 4.4. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы
  • 4.5. Стандартизация школьного образования в области информатики
  • 4.6. Рекомендации к проведению семинарского занятия
  • Литература к главе 4

Глава 5. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ И МЕСТО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

  • 5.1. Проблема места курса информатики в школе
  • 5.2. Базисный учебный план 1993 года (БУП-93)
  • 5.3. Базисный учебный план 1998 года (БУП-98)
  • 5.4. Структура обучения информатике в 12-летнем учебном плане школы
  • 5.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия
  • Литература к главе 5

Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ

  • 6.1. Формы и методы обучения информатике
  • 6.2. Средства обучения информатике: кабинет вычислительной техники и программное обеспечение
  • 6.3. Организация работы в кабинете вычислительной техники
  • 6.4. Рекомендации к проведению семинарских занятий
  • Литература к главе 6

Часть 2 КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ

БАЗОВЫЙ КУРС

Глава 7. ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

  • 7.1. Методические проблемы определения информации
  • 7.2. Подходы к измерению информации
  • 7.3. Процесс хранения информации
  • 7.4. Процесс обработки информации
  • 7.5. Процесс передачи информации
  • 7.6. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информации и информационных процессов
  • 7.7.Лабораторный практикум
  • Литература к главе 7

Глава 8. ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

  • 8.1. Роль и место понятия языка в информатике
  • 8.2. Формальные языки в курсе информатики
  • 8.3. Языки представления чисел: системы счисления
  • 8.4. Язык логики и его место в базовом курсе
  • 8.5. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии представления информации
  • 8.6. Лабораторный практикум
  • Литература к главе 8

Глава 9. ЛИНИЯ КОМПЬЮТЕРА

  • 9.1. Представление данных в компьютере
  • 9.2. Методические подходы к раскрытию понятия архитектуры ЭВМ
  • 9.3. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении ЭВМ
  • 9.4. Требования к знаниям и умениям учащихся полиции компьютера
  • 9.5.Лабораторный практикум
  • Литература к главе 9

Глава 10. ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

  • 10.1. Подходы к раскрытию понятий “информационная модель”, “информационное моделирование”
  • 10.2. Элементы системного анализа в курсе информатики
  • 10.3. Линия моделирования и базы данных
  • 10.4. Информационное моделирование
  • 10.5. Моделирование знаний в курсе информатики
  • 10.6. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования
  • 10.7.Лабораторный практикум
  • Литература к главе 10

Глава 11. ЛИНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

  • 11.1. Подходы к изучению алгоритмизации и программирования
  • 11.2. Методика введения понятия алгоритма
  • 11.3. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих “в обстановке”
  • 11.4. Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами
  • 11.5. Элементы программирования в базовом курсе информатики
  • 11.6. Требования к знаниям и умениям учащихся полиции алгоритмизации и программирования
  • 11.7.Лабораторный практикум
  • Литература к главе 11

Глава 12. ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • 12.1. Технология работы с текстовой информацией
  • 12.2. Технология работы с графической информацией
  • 12.3. Сетевые информационные технологии
  • 12.4. Базы данных и информационные системы
  • 12.5. Электронные таблицы
  • 12.6. Требования к знаниям и умениям учащихся полиции информационных технологий
  • 12.7. Лабораторный практикум
  • Литература к главе 12

ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ

Глава 13. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ

Глава 14. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ

  • 14.1. Основные дидактические задачи и содержательные линии курсов, ориентированных на моделирование
  • 14.2. Формы и методы обучения компьютерному моделированию
  • 14.3.Методика преподавания отдельных тем, входящих в различные курсы компьютерного моделирования
  • 14.4. Требования к знаниям и умениям учащихся
  • 14.5. Варианты тематического планирования курсов, ориентированных на моделирование
  • 14.6. Лабораторный практикум
  • Литература к главе 14

Глава 15. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ

  • 15.1. Методика обучения структурному программированию
  • 15.2. Требования к знаниям и умениям учащихся
  • 15.3. Тематическое планирование курсов программирования на Паскале
  • 15.4. Методика обучения объектно-ориентированному программированию
  • 15.5. Требования к знаниям и умениям учащихся
  • 15.6. Тематическое планирование курсов объектно-ориентированного программирования
  • 15.7. Методика обучения логическому программированию
 

 


Страница: [[e-lib:catalog:l3]]

e-lib/catalog/l3.txt · Последние изменения: 2006/11/20 15:16 (внешнее изменение)
Powered by DokuWiki  ·  УКЦ ВГПУ 2006