Методика преподавания информатики
Учебное пособие предназначено студентам педагогических вузов, изучающим систематический курс методики преподавания информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в средней общеобразовательной школе. Наряду с изложением общих вопросов теории и методики обучения информатике рассматриваются конкретные методические рекомендации по постановке базового и профильных курсов информатики. Пособие будет полезно также практическим учителям общеобразовательных школ и преподавателям средних специальных учебных заведений как руководство при планировании и проведении занятий по информатике, а также аспирантам и всем тем, кто интересуется организацией и перспективами обучения информатике в школе
Содержание
Часть 1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
Глава 1. ИСТОКИ: ЭТАПЫ ВВЕДЕНИЯ ЭВМ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТОВ КИБЕРНЕТИКИ В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ СССР И РОССИИ (середина 50-х - середина 80-х гг. XX века)
1.1. Начало
1.2. Специализация по программированию на базе школ с математическим уклоном
1.3. Обучение школьников элементам кибернетики
1.4. Специальные факультативные курсы
1.5. Специализации на базе УПК
1.6. Развитие общеобразовательного подхода. Алгоритмическая культура учащихся
1.7. Электронные калькуляторы
1.8. Появление ЭВМ массового применения
1.9. Введение в школу предмета “Основы информатики и вычислительной техники”
1.10. Рекомендации к проведению семинарского занятия
Литература к главе 1
Глава 2. ПРЕДМЕТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ
2.1. Информатика как наука: предмет и понятие
2.2. Информатика как учебный предмет в средней школе
2.3. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и учебный предмет подготовки учителя информатики
2.4. Рекомендации к проведению семинарского занятия
Литература к главе 2
Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВВЕДЕНИЯ В ШКОЛУ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ
3.1. О целях общих и конкретных
3.2. Исходные цели и задачи школьного курса ОИВТ. Понятие компьютерной грамотности учащихся
3.3. Компьютерная грамотность и информационная культура учащихся
3.4. Информационная культура учащихся: становление понятия
3.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия
Литература к главе 3
Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
4.1. Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики
4.2. Структура и содержание первой отечественной программы учебного предмета ОИВТ. Учебный алгоритмический язык А.П.Ершова
4.3. Машинный вариант курса ОИВТ
4.4. Формирование концепции содержания непрерывного курса информатики для средней школы
4.5. Стандартизация школьного образования в области информатики
4.6. Рекомендации к проведению семинарского занятия
Литература к главе 4
Глава 5. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ШКОЛЫ И МЕСТО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
5.1. Проблема места курса информатики в школе
5.2. Базисный учебный план 1993 года (БУП-93)
5.3. Базисный учебный план 1998 года (БУП-98)
5.4. Структура обучения информатике в 12-летнем учебном плане школы
5.5. Рекомендации к проведению семинарского занятия
Литература к главе 5
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
6.1. Формы и методы обучения информатике
6.2. Средства обучения информатике: кабинет вычислительной техники и программное обеспечение
6.3. Организация работы в кабинете вычислительной техники
6.4. Рекомендации к проведению семинарских занятий
Литература к главе 6
Часть 2 КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
БАЗОВЫЙ КУРС
Глава 7. ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
7.1. Методические проблемы определения информации
7.2. Подходы к измерению информации
7.3. Процесс хранения информации
7.4. Процесс обработки информации
7.5. Процесс передачи информации
7.6. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии информации и информационных процессов
7.7.Лабораторный практикум
Литература к главе 7
Глава 8. ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
8.1. Роль и место понятия языка в информатике
8.2. Формальные языки в курсе информатики
8.3. Языки представления чисел: системы счисления
8.4. Язык логики и его место в базовом курсе
8.5. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии представления информации
8.6. Лабораторный практикум
Литература к главе 8
Глава 9. ЛИНИЯ КОМПЬЮТЕРА
9.1. Представление данных в компьютере
9.2. Методические подходы к раскрытию понятия архитектуры ЭВМ
9.3. Развитие представлений учащихся о программном обеспечении ЭВМ
9.4. Требования к знаниям и умениям учащихся полиции компьютера
9.5.Лабораторный практикум
Литература к главе 9
Глава 10. ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ
10.1. Подходы к раскрытию понятий “информационная модель”, “информационное моделирование”
10.2. Элементы системного анализа в курсе информатики
10.3. Линия моделирования и базы данных
10.4. Информационное моделирование
10.5. Моделирование знаний в курсе информатики
10.6. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования
10.7.Лабораторный практикум
Литература к главе 10
Глава 11. ЛИНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
11.1. Подходы к изучению алгоритмизации и программирования
11.2. Методика введения понятия алгоритма
11.3. Методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих “в обстановке”
11.4. Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами
11.5. Элементы программирования в базовом курсе информатики
11.6. Требования к знаниям и умениям учащихся полиции алгоритмизации и программирования
11.7.Лабораторный практикум
Литература к главе 11
Глава 12. ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
12.1. Технология работы с текстовой информацией
12.2. Технология работы с графической информацией
12.3. Сетевые информационные технологии
12.4. Базы данных и информационные системы
12.5. Электронные таблицы
12.6. Требования к знаниям и умениям учащихся полиции информационных технологий
12.7. Лабораторный практикум
Литература к главе 12
ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ
Глава 13. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ
Глава 14. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА МОДЕЛИРОВАНИЕ
14.1. Основные дидактические задачи и содержательные линии курсов, ориентированных на моделирование
14.2. Формы и методы обучения компьютерному моделированию
14.3.Методика преподавания отдельных тем, входящих в различные курсы компьютерного моделирования
14.4. Требования к знаниям и умениям учащихся
14.5. Варианты тематического планирования курсов, ориентированных на моделирование
14.6. Лабораторный практикум
Литература к главе 14
Глава 15. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПРОГРАММИРОВАНИЕ
15.1. Методика обучения структурному программированию
15.2. Требования к знаниям и умениям учащихся
15.3. Тематическое планирование курсов программирования на Паскале
15.4. Методика обучения объектно-ориентированному программированию
15.5. Требования к знаниям и умениям учащихся
15.6. Тематическое планирование курсов объектно-ориентированного программирования
15.7. Методика обучения логическому программированию