Математический факультетИнформация для студентовЭлектронная библиотека
Карта сайтаКарта сайта
Недавние измененияНедавние изменения
ПоискПоиск
  
Вы посетилиВы посетили
История страницыИстория страницы
  
Вход/выходВход


2006/07 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (разделы 1-4, ГОС - 2005)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ "Математика"

  1. Общая характеристика педагогической профессии: возникновение, развитие, состояние, перспективы. Специфика работы учителя. Понятие образовательных услуг. Пути овладения педагогической профессией.
  2. Педагогическая деятельность: основные виды, структура, функции, ведущие направления. Гуманистическая природа и задачный характер ПД. Творчество как неотъемлемая характеристика педагогической деятельности.
  3. Общая и профессиональная культура педагога. Культурологический подход в образовании. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры. Сущность, структура, уровни профессиональной культуры. Педагогические ценности. Педагогическая позиция.
  4. Требования ГОСта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально значимые личностные качества педагога. Понятие профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Способы саморазвития личности и обретения опыта педагогической деятельности.
  5. Педагогическое взаимодействие и педагогическая поддержка. Педагогический такт и педагогическая этика. Сущность взаимодействия, его характеристики и основные типы. Понятие педподдержки, условия её успешности, этапы реализации. Педагогическая этика как совокупность нравственных норм поведения педагога. Педтакт как уважение к человеческому достоинству ребёнка.
  6. Основы педагогического общения. Педагогическая техника. Сущность педобщения, его функции, этапы. Стили педобщения, их эффективность; отрицательные модели. Понятие педтехники и её составляющих (3 языка общения). Формирование коммуникативных умений у педагогов и учащихся.
  7. Воспитание как социокультурный феномен. Сущность и предмет воспитания, его историческая обусловленность. Воспитание и культура. Три аспекта воспитания: социокультурный, индивидуальный, коммуникативный. Культурологический подход в воспитании.
  8. Закономерности и принципы, факторы и условия воспитания- общая характеристика. Особенности и проблемы современного воспитания. С какими из них Вы столкнулись на практике, как их решали.
  9. Ведущие парадигмы , подходы и современные концепции (теории) воспитания – общая характеристика, примеры, использование на практике. Гуманизация, сотрудничество, диалогичность и толерантность – основа новой идеологии воспитания.
  10. Воспитание в структуре целостного образовательного процесса. Воспитание и обучение: общее и отличительное. Воспитательный потенциал процесса обучения. Воспитательные цели урока.
  11. Цель как определяющая характеристика воспитания. Цели воспитания в истории педагогики. Определение цели воспитания сегодня; источники целеполагания; иерархия и виды целей. Алгоритм выработки педагогической цели – проиллюстрируйте примерами.
  12. Воспитательная система как феномен. Основные понятия: «система воспитания», «воспитательная система», «система воспитательной работы». Примеры воспитательных систем. Школа как воспитательная система. Класс как воспитательная система. Системный подход в воспитании.
  13. Воспитание как педагогический процесс. Движущие силы , логика, основные характеристики. Целостность, стадийность, диалогичность, кризисность. Отношение к ценностям как основа содержания воспитательного процесса. Педагогическая ситуация как единица воспитательного процесса.
  14. Деятельностный подход в воспитании. Категория «деятельности» в педагогике. Сущность деятельностного подхода. Содержание воспитательной деятельности. Организация коллективно-творческой деятельности.
  15. Система методов и приёмов воспитания. Организационные формы воспитательной работы,- определение понятий, классификация, примеры. Факторы, определяющие выбор методов и приёмов. Понятие «формы воспитательной работы», их многообразие. Классный час как основная организационная форма воспитания. Система классных часов.
  16. Национальное своеобразие воспитание. Гражданственность и патриотизм. Национальный фактор в воспитании, теории многокультурного образования. Учёт этнокультурных особенностей учащихся в воспитательной деятельности. Воспитание национальной самодостаточности, патриотизма, гражданственности.
  17. Толерантность как качество личности и педагогическая позиция. Уровни проявления толерантности; критерии и показатели. Отличие толерантной личности от интолерантной. Симптомы нетерпимого поведения педагога. Воспитание веротерпимости и культуры межнационального общения.
  18. Педагогическая диагностика. Сущность, цели, методы. Изучение учащихся и ученического коллектива в целях проектирования воспитательного процесса. Примеры из практики.
  19. Классный руководитель: функции, права, обязанности, профессиограмма (конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические умения и компетенции). Основные направления деятельности. Защита интересов и прав учащихся. Работа с документацией.
  20. Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции и структура учебно-воспитательного коллектива. Самоуправление и педагогическое управление. Система работы с классным коллективом. Позиция классного руководителя на разных стадиях развития коллектива. Создание эмоционального климата, забота о сплочении и духовном взаимодействии.
  21. Педагогика как наука; её становление и развитие. Объект и предмет исследования. Категориальный аппарат. Структура. Перспективы развития.
  22. Педагогика в системе наук о человеке; её связь с другими науками и с педагогической практикой.
  23. Методология педагогической науки: сущность, функции, уровни. Методологическая культура педагога-исследователя и педагога-практика.
  24. Философские и общенаучные основания современной педагогики. Основные научно-педагогические подходы в исследовании проблем образования: системный, деятельностный, функциональный, личностный, целостный, аксеологический и др.
  25. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Теоретические и практические методы исследования (их сущность, назначение, сравнение); логика педагогического исследования.
  26. Образование как общественное явление, педсистема и педпроцесс. Исторический характер и типы образования; роль в процессе социализации человека. Образовательная система современной России. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства; его основные характеристики, движущие силы и закономерности.
  27. Дидактика как теория обучения. Зарождение. Дидактические идеи Я.А.Коменского. Предмет, задачи и основные категории дидактики.
  28. Закономерности и принципы обучения. Понятие законов и закономерностей, принципов и правил. Основные законы обучения. Общие и конкретные закономерности. Принципы и правила обучения.
  29. Процесс обучения: общая характеристика. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций. Целостность и двусторонность. Диалогичность и личностная ориентация. Логика и движущие силы. Сотрудничество и сотворчество.
  30. Целостность системы дидактических средств. Их уровневый характер. Классификация средств обучения. Современные взгляды на дидактические средства. Технические, компьютерные, информационные средства обучения.
  31. Дидактическая ситуация как средство обучения. Общая характеристика, назначение. Проблемные ситуации, ситуации выбора, личностно-ориентированные, гуманитарно-ориентированные, политехнические ситуации как средство обучения.
  32. Содержание образования как интегративный элемент образовательной системы. Сущность; принципы и критерии отбора содержания образования. ГОСт: базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования, их общая характеристика.
  33. Современные дидактические концепции: проблемное, дифференцированное, развивающее, программированное, интерактивное, личностно-ориентированное обучение. Общая характеристика, опыт применения.
  34. Современные модели обучения: традиционная, модульная, дистанционная, концентрированная модели; профильное обучение. Общая характеристика, опыт применения.
  35. Методы и приёмы обучения. Исторический обзор. Сущность, классификация, примеры, анализ возможностей. Выбор методов обучения. Примеры.
  36. Формы организации процесса обучения. Исторический обзор; классификация. Коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, домашняя формы обучения. Лекция, семинар, практикум, экскурсия, факультатив, кружок, консультация. Отличительные особенности форм, их возможности и эффективность.
  37. Урок как основная форма обучения. Основные черты классно-урочной системы обучения, преимущества и недостатки. Типы уроков, их структура (примеры, анализ). Нестандартные уроки, их потенциал. Нестандартные приёмы в традиционных уроках. Требования к современному уроку. Планирование и анализ урока.
  38. Методы контроля и оценки знаний. Сущность контроля, его функции, виды, принципы. Формы контроля. Тестирование. Рейтинг. Оценка и отметка: педагогическая обоснованность. Причины неуспеваемости и пути её преодоления.
  39. Типология и многообразие образовательных учреждений. Гимназии; лицеи; негосударственные образовательные учреждения; авторские школы- общая характеристика, отличительные черты, примеры, педагогический потенциал, перспективность.
  40. Инновационные образовательные процессы. Понятие новаций и инноваций. Тенденции реорганизации современного образования: гуманизация, гуманитаризация, сотрудничество, демократизация, интеграция, дифференциация, индивидуализация, профилизация, компьютеризация, информатизация и пр.
 

 


Страница: [[info:pedagogika-zm2]]

info/pedagogika-zm2.txt · Последние изменения: 2007/06/19 09:48 (внешнее изменение)
Powered by DokuWiki  ·  УКЦ ВГПУ 2006