Общая характеристика педагогической профессии: возникновение, развитие, состояние, перспективы. Специфика работы учителя.
Профессиональные качества и личность педагога. Требования ГОСТа к личности и профессиональной компетенции педагога.
Общая и профессиональная культура педагога. Педагогические ценности. Педагогическая позиция. Педагогическое мастерство.
Педагогическая деятельность: основные виды, структура, функции, ведущие направления. Гуманистический характер и творчество в педагогической деятельности.
Сущность воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса.
Закономерности и принципы воспитания.
Базовые теории воспитания и развития личности.
Понятие о воспитательных системах. Воспитательная система школы, класса.
Движущие силы и логика воспитательного процесса. Моделирование воспитательного процесса.
Проблема целей и содержания воспитания.
Система методов воспитания.
Организационные формы воспитательной работы. Классный час и его формы.
Педагогическое взаимодействие и педагогическая поддержка. Пед.такт и пед.этика.
Сущность педагогического общения. Педагогическая техника.
Коллектив как объект и субъект воспитания. Развитие коллектива, управление и самоуправление.
Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование. Документация.
Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнационального общения, патриотизма и интернационализма, толерантности и веротерпимости.
Социализация личности: сущность, возрастные этапы, цель, средства. Социальное воспитание: ценности, принципы, факторы, механизмы. Оказание индивидуальной помощи в институтах социального воспитания.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребёнка. Система и особенности работы с семьями учащихся.
Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире и в эпоху Средневековья – общая характеристика.
Я.А.Коменский – родоначальник педагогики как науки. Общая характеристика его взглядов, их значение для науки и практики.
Общая характеристика взглядов педагогов Западной Европы ( Дистервег, Песталоцци, Дидро, Руссо и др. – на выбор любые 2).
К.Д.Ушинский- основоположник российской научной педагогики. Общая характеристика его взглядов, их значение для отечественной науки.
Педагогические взгляды отечественных педагогов после революции 1917г.
Педагогические взгляды педагогов-новаторов советского периода.
Педагогика как наука. Возникновение и развитие её идей. Объект и предмет исследования.
Основные категории педагогической науки.
Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками.
Образование как общественное явление и целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога.
Методы педагогического исследования – общая характеристика. Тесты и их виды.
Системный, личностный, деятельностный, аксеологический и другие подходы в педагогическом исследовании.
Логика и основные характеристики научно-педагогического исследования. Педагогическая диагностика в деятельности учителя и классного руководителя.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
Закономерности и принципы обучения.
Сущность и организация процесса обучения. Единство обучения и воспитания.
Основные дидактические теории (концепции).
Целостность системы дидактических средств ; классификация, характеристики.
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Образовательный стандарт. Тенденции реорганизации содержания образования.
Методы обучения : сущность, классификация, анализ. Выбор методов обучения.
Методы контроля и оценки знаний. Причины неуспеваемости.
Организационные формы обучения (семинар, практикум, экскурсия, факультатив, экскурсия, домашняя работа, конференция и пр.). Их особенности и назначение в процессе обучения.
Урок как основная форма обучения. Типы уроков, их структура. Основные требования к современному уроку. Анализ урока.
Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
Инновационные образовательные процессы. Понятие новаций и инноваций. Опытно-экспериментальная работа учителя.
Понятие «педагогической технологии»- возникновение понятия, сущностные характеристики, уровни описания. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. Основные типы технологий: дидактические, воспитательные, общепедагогические.
Общая характеристика дидактических технологий, их классификация. Технологии развивающего, проблемного, эвристического обучения.
Игровые технологии, технология сотрудничества; авторские частнопредметные технологии.
Общая характеристика технологий воспитания. Технология коллективных творческих дел.
Сущность педагогического проектирования. Алгоритм проектирования педагогического объекта.