Математический факультетИнформация для студентовЭлектронная библиотека
Карта сайтаКарта сайта
Недавние измененияНедавние изменения
ПоискПоиск
  
Вы посетилиВы посетили
История страницыИстория страницы
  
Вход/выходВход


Кафедра методики преподавания математики

История кафедры

Годом создания кафедры методики преподавания математики считается 1966-й, когда из двух существовавших в то время математических кафедр - кафедры высшей математики и кафедры элементарной математики были созданы три: алгебры и геометрии, высшей математики, элементарной математики и методики. Кафедрой элементарной математики и методики заведовал вплоть до ухода на пенсию в 1977 году Конопатов Павел Иванович (с 1970 года кафедра стала называться кафедрой методики математики). В 1977-78 учебном году обязанности заведующего кафедрой исполняла Соболева Валентина Георгиевна.

 

all1.jpg

Преподаватели, работавшие на кафедре в год ее создания.
На снимке: Прокофьева А.Н., Мовина А.П., Конопатов П.И., Соболева В.Г., Мацкин М.С., Сосова Р.К.

 

В 1978 году кафедра методики математики была реорганизована в кафедру методики математики и физики, в которую вошли и специалисты по методике физики. Заведующим кафедрой стал Данильчук Валерий Иванович, который проработал в этой должности до 1980 года, когда он был назначен на должность проректора по научной работе, а затем и ректора. С этого времени и до конца 1980-81 учебного года обязанности заведующего кафедрой исполняла Соболева В.Г.

В 1981-82 учебном году заведующим кафедрой стала Савина Фаина Константиновна, которая руководила кафедрой до конца 1985-86 учебного года, после чего она была назначена на должность заведующего кафедрой педагогики. С июля 1986 г. по сей день кафедру возглавляет Розка Юрий Афанасьевич.

Конопатов Павел ИвановичСоболева Валентина Георгиевна

Данильчук Валерий ИвановичСавина Фаина КонстантиновнаРозка Юрий Афанасьевич

Заведующие кафедрой: Конопатов П.И., Соболева В.Г., Данильчук В.И., Савина Ф.К., Розка Ю.А.

Для преподавателей, активно занимающихся научной деятельностью, на кафедре создаются максимально благоприятные условия. Так, были защищены диссертации на степень кандидата педагогических наук: 1988 г. - Мацкиным Ю.М. 1989 г. - Треплиной О.Ф., 1994 г. - Смыковской Т.К., 1998 г. - Ковалевой Г.И., 2002 г. - Махониной А.А. В 2000 году кандидат педагогических наук, доцент Смыковская Т.К. защитила диссертацию на степень доктора педагогических наук (по методике преподавания математики) и с 1.09.2000 г. была назначена на должность профессора кафедры методики преподавания математики.

Хороший старт для дальнейшей научной и педагогической деятельности кафедра дала Сергееву Н.К. (ныне доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, первый проректор ВГПУ), Бочкиной (Бордовской) Н.В. (член-корреспондент АПН), Зайцеву В.В. (доктор педагогических наук, проректор по учебной работе ВГПУ), Крицкому А.Г. (кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии).

Сильной стороной деятельности кафедры всегда была связь со школами и органами народного образования. Постоянно работали в школе Розка Ю.А., Соболева В.Г., Треплина О.Ф., Смыковская Т.К., Ковалева Г.И., периодически работали в качестве учителя математики и остальные преподаватели кафедры. Ни одно более или менее крупное мероприятие в области и городе, связанное с проблемами преподавания математики, не проводилось без консультации или непосредственного участия членов кафедры, самое активное участие кафедра всегда принимала в работе Института повышения квалификации учителей.

 

Состав преподавателей и лаборантов

В настоящее время на кафедре работают:

  1. Соболева Валентина Георгиевна (с 1953 года)
  2. Гордиенко Алевтина Кирилловна (с 1975 года)
  3. Розка Юрий Афанасьевич (с 1977 года)
  4. Треплина Ольга Федоровна (с 1982 года)
  5. Марушкина Антонина Николаевна (с 1989 года)
  6. Ковалева Галина Ивановна (с 1991 года)
  7. Лысенко Ирина Владимировна (с 1991 года)
  8. Смыковская Татьяна Константиновна (с 1991 года)
  9. Махонина Анжела Анатольевна (с 1999 года)
  10. Антипова Айнур Абухановна (с 2003 года)
  11. Дюмина Татьяна Юрьевна (с 2003 года)
  12. Андреенкова Наталья Леонидовна (с 2004 года)
  13. Моисеева Сария Юрьевна (с 2005 года)
  14. Моисеева Василиса Николаевна (с 2005 года)

 

В разные годы на кафедре работали: Конопатов Павел Иванович - первый заведующий кафедрой методики математики (работал вплоть до ухода на пенсию в 1977 г.), Данильчук Валерий Иванович - заведующий кафедрой методики математики и физики (1978-1980 гг.), Савина Фаина Константиновна - заведующая кафедрой (1981-1986 гг.), Мацкин М.С., Мовина А.П., Хенкин А.Р., Мурадова В.Ф., Прокофьева А.Н., Григорьев В.И., Давыдова Л.Д., Лимаренко З.Н., Малова И.П., Сергеев Н.К., Зарубина В.И., Зайцев В.В., Крицкий А.Г., Максимова Г.П., Лебедева Н.А., Анненков С.А., Котов А.Я., Манзюк Л.П., Крячков Ю.Г., Бароменская И.Н., Мишарева А.А., Ткаченко Е.О., Гладышева Е.П., Бочкина Н.В., Левина С.А., Сосова Р.К., Мацкин Ю.М., Лысенко И.В..

 

all2.jpg

Кафедра в середине 70-х. Слева направо: Сосова Р.К., Гагарина В.Н., Сергеев Н.К., Григорьев В.И., Розка Ю.А., Прокофьева А.Н., Мацкин М.С., Конопатов П.И., Соболева В.Г., Мурадова В.Ф.

 

all3.jpg

Кафедра в начале 80-х. Слева направо: Ильина Т.П., Гордиенко А.К., Сосова Р.К., Зарубина В.И., Мурадова В.Ф., Давыдова Л.Д., Лиморенко З.Н., Прокофьева А.Н., Малова И.П., Мовина А.П., Конопатов П.И., Соболева В.Г., Данильчук В.И., Мацкин М.С.

 

all4.jpg

Кафедра в 2001 году. Слева направо: Марушкина А.Н., Сосова Р.К., Розка Ю.А., Смыковская Т.К., Лысенко И.В., Ковалева Г.И., Махонина А.А., Треплина О.Ф., Соболева В.Г., Гордиенко А.К.

 

Наиболее значительный вклад из перечисленных выше преподавателей, не работающих в настоящее время, в деятельность кафедры внесли: Мацкин М.С. - внедрение элементов математического анализа в курс математики средней школы, Хенкин А.Р. - обучение решению задач, в том числе и олимпиадных, Анненков С.А. - черчение, техника работы на доске изготовление разного рода наглядных пособий, Манзюк Л.П. - методика проведения разного рода внеклассных мероприятий, нестандартных уроков, способствующих возбуждению у школьников интереса к математике. Конопатов П.И., заложивший основы многих лучших традиций кафедры, Данильчук В.И., поднявший на новую ступень деятельность кафедры по связи со школами и органами народного образования, Савина Ф.К., много сделавшая по повышению научно-педагогической квалификации сотрудников. Всех их и по сей день с благодарностью вспоминают выпускники нашего факультета, оценив по достоинству те знания и умения, которые они им дали.

 

Ведущие ученые и педагоги

Розка Юрий Афанасьевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

rozka2.jpgЮрий Афанасьевич, выпускник нашего факультета, с первых дней работы в школе проявил себя как талантливый педагог, творчески работающий учитель и поэтому в 1977 году был приглашен на кафедру, а затем направлен в аспирантуру МГПИ им. В.И.Ленина, которую закончил и успешно защитил диссертацию. При работе на кафедре выявились хорошие организаторские способности Юрия Афанасьевича, и он был назначен на должность заведующего подготовительным отделением, с которой освобожден в связи с избранием по конкурсу на должность заведующего кафедрой. С июля 1987 г. он был избран на должность декана физико-математического факультета. С этого времени Юрий Афанасьевич стал активно работать над проблемой «Содержание профессиональной подготовки учителя математики в системе многоуровневого высшего педагогического образования». Он возглавил коллектив ученых факультета по разработке этой проблемы. Наиболее весомый вклад внесли: проф. Карташов В.К., доц. Макарова Е.Л., ст.преп. Усольцев В.Л., доц. Крячков Ю.Г. и зав. лабораторией Кунина М.В.

Основные результаты:

  1. «Концепция высшего педагогического образования на математическом факультете ВГПУ». (Издательство «Перемена», г.Волгоград).
  2. Разработаны учебные планы по всем трем уровням для математического факультета (для стационара и ОЗО) по специальности «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика» и по специальности «Информатика».
  3. Разработаны учебные программы для допрофессиональной подготовки учащихся в педклассах города Волгограда. Апробация этих программ прошла в мужском педагогическом лицее и в Николаевской СШ №3.

 

Смыковская Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, профессор

smykovskaya.jpgВ 2000 г. защищена докторская диссертация по теме: «Теоретико-методологические основы проектирования методической системы учителя математики и информатики».

Направление исследований

  1. Проектирование методической системы учителя.
  2. Методическая система обучения математике, ориентированная на развитие творчества учащихся.
  3. Реализация деятельностного подхода.

Разработана технология проектирования методической системы учителя; технология обучения будущих учителей проектированию собственной методической системы учителя; построена концепция теории проектирования методической системы учителя. Результаты исследования внедряются в ВГПУ, Московском государственном открытом педагогическом университете, Ульяновском институте повышения квалификации учителей, учебных заведениях г.Волгограда и Волгоградской области.

 

Ковалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент

kovaleva.jpgВ 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения ими учебных задач»

Основные направления работы

  1. Проблема формирования познавательных интересов учащихся.
  2. Реализация задачной технологии в личностно ориентированном обучении.
  3. Проблемы отбора содержания образования в школьном курсе математики и в педуниверситете.

Результаты исследований успешно внедряются в учебный процесс в школах города и области, а также в ВГПУ. Галина Ивановна с успехом читает лекции для учителей на курсах ОблИУУ, является научным консультантом в ИТЛ № 5, постоянно работает учителем математики в этом же лицее, является руководителем научного общества учащихся, куратором НИРС на математическом факультете.

 

Марушкина Антонина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

marushkina.jpg Антонина Николаевна является председателем научно-методического совета факультета, руководителем научно-методического объединения СШ № 84.

Направлением исследования является подготовка специалистов в системе многоуровненного высшего педагогического образования, формирование профессиональной направленности студентов факультета. Выявлен уровень удовлетворенности избранной специальностью студентов факультета (выборочная совокупность 90 человек), определена профессиональная направленность студентов факультета, подготовлен материал к публикации.

 

Мацкин М.С., кандидат педагогических наук, доцент

matskin.jpg Работал на кафедре с 1958 г. по 1984 г. Первый цикл его научно-исследовательской работы связан с вопросами измерения геометрических величин. Основное же направление его научных интересов последних лет -разработка и эксперимент по введению в практику преподавания элементов математического анализа. Итог этой большой и чрезвычайно важной работы был подведен в выпущенной (в соавторстве с Мацкиной Р.Ю.) в издательстве «Просвещение» монографии «Функции, их исследование. Производная.» (1968 г.) и «Вопросы математического анализа в курсе математики средней школы (пособие для учителей)».

 

Соболева Валентина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент

soboleva2.jpg Научные интересы Валентины Георгиевны всегда были связаны с проблемой постановки преподавания геометрии в школе, усиливающей развивающие и воспитывающие функции обучения этому предмету. Она активно участвовала в перестройке школьного курса геометрии, когда ведущей идей этого курса стала идея геометрических преобразований (с 1972 г., Колмогоров А.Н.) и принципиально новой постановке школьного курса, когда на первый план была выделена идея развития логического мышления учащихся (Погорелов А.В. с 1982 г.).

Ее научная работа всегда самым теснейшим образом была связана со школьной практикой - постоянная работа Валентины Георгиевны в качестве учителя математики в средней школе, руководство методическим объединением учителей математики, университетом «Учитель и наука», чтение лекций и проведение практических занятий на курсах переподготовки учителей математики к работе по принципиально новым учебникам геометрии, проводимых ОблИУУ, позволили ей оперативно обеспечивать внедрение научных разработок в практику.

Последние 10 лет Валентина Георгиевна участвовала в разработке темы «Содержание методической подготовки студентов педуниверситета в условиях многоуровневой системы подготовки специалистов». Составлены программы курсов элементарной математики и методики математики, построенные на идее их интеграции, результаты исследования внедрены в практику работы математического факультета ВГПУ.

 

Треплина Ольга Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент

treplina.jpg В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Связь обучения с жизнью как средство формирования мотивации учения (на примере обучения математике)». В дальнейшем продолжила исследования по проблеме личностно-ориентированного обучения математике в концепции межличностного опосредования учебной деятельности учащихся. Описан онтогенез процесса обучения от знаниевы,х через развивающие, к личностно ориентированным системам. Выявлена модульно-матричная структура технологии личностно-ориентированного обучения, обеспечивающая интегративную психолого-педагогическую целостность учебного процесса. Установлено, что личностно-ориентированное обучение, как обучение более высокого уровня сложности, имеет концентрическое строение, дискретный и вероятностный характер; обеспечивает синтетические отношения знаньевых, деятельностных и личностных составляющих учебного процесса, источником которых становится сам ученик.

Результаты исследования успешно внедряются в учебный процесс в школах города и области. Разработана и реализована авторская программа курсов для учителей математики на базе ИПК; программа спецкурса «Теория и практика личностно-ориентированного обучения математике»; работает студенческая лаборатория по проблемам личностно-ориентированного обучения. Идеи адаптированной системы обучения математике отмечены дипломом Всероссийского конкурса студенческих методических работ (1998/99 уч.год)

На протяжении многих лет Ольга Федоровна является научным руководителем кафедры математики и научных консультантом информационно-методического центра РОО Дзержинского района г. Волгограда; руководит городским Научным обществом учащихся (секция прикладной математики), способствовала его возрождению. В настоящее время к печати готовится книга «Личностно-ориентированное обучение математике. (Теория и практика)».

 

Специальности, научно-исследовательская работа

Кафедра участвовала и участвует в подготовке выпускников факультета по следующим специальностям:

Пятилетнее обучение:

  1. Математика и черчение.
  2. Математика и физика.
  3. Физика и математика.
  4. Математика и информатика.

Дополнительные специализации:

  1. Практический психолог.
  2. Менеджер в области образования.

Бакалавриат работает с 1997 года. С октября 2000 г. при кафедре создана аспирантура по специальности 13.00.02. - теория и методика обучения математике. Тематика исследований определена направлениями работы кафедры: эвристическая деятельность, учебная деятельность, методическая система обучения математике в колледжах, технологический подход при проектировании учебного процесса. К проведению занятий с аспирантами привлекаются доценты кафедры. Аспирантам предлагается принимать участие в заседании лаборатории «Методическая система учителя: функции, потенциал, проектирование, авторство».

Научные исследования преподавателей кафедры всегда были посвящены повышению качества обучения математике в школе и вузе. С 1979 года кафедра начала работу по единой проблеме: «Совершенствование системы подготовки студентов к работе в школе». Произведено укрупнение тематики научных исследованицй. Вместо шести различных тем, разрабатывавшихся ранее преподавателями кафедры, определена одна - «Исследование содержания подготовки учителя физики и математики в педагогическом институте и экспериментальное внедрение комплекса мероприятий по ее совершенствованию», в рамках которой каждый преподаватель продолжил работу над своей проблемой.

В 1981 году научно-исследовательская работа кафедры начала приобретать комплексный характер. Все сотрудники включились в разработку темы «Исследование содержания методической подготовки учителя физики и математики в педагогическом институте в связи с реализацией комплексного подхода к обучению и воспитанию школьников», которая является составной частью проблемы комплексного коллективного исследования института. Изучались особенности целостного подхода в учебном процессе по методическим дисциплинам, формирование мировоззренческих убеждений студентов и школьников, мотивов их учения, вопросы усиления развивающих и воспитывающих функций обучения, особенности организации учебно-познавательной деятельности, формирование у студентов системы умений и навыков по оптимизации процесса обучения математике и физике. В результате теоретико-экспериментальных и прикладных исследований усовершенствованы требования к методической подготовке учителя, разработаны средства формирования основных учительских умений оптимизировать современный урок в условиях комплексного подхода, усилены психологические основы исследуемой проблемы.

В 1986-1992 гг. научная работа кафедры осуществлялась по теме «Содержание методической подготовки учителя математики в пединституте в условиях целостного учебно-воспитательного процесса», которая является составной частью коллективного исследования ВГПИ «Методологические и теоретические основы целостного процесса формирования личности школьника и студента, формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки». Проблема исследовалась в условиях реформы общеобразовательной и средней школы. За эти годы защищены 4 кандидатские диссертации (Максимова Г.П., Треплина О.Ф., Мацкин Ю.М., Зайцев В.В.), опубликовано около 40 статей, издан сборник научных трудов «Единство теоретической и практической подготовки учителей математики и физики в условиях реформы школы».

В 1993-1997 гг. исследования проводились в рамках общекафедральной темы: «Содержание методической подготовки учителя математики в системе многоуровневого высшего педагогического образования», а в 1998-1999 гг. общекафедральной темы: «Научное и технологическое обеспечение модернизации непрерывного педагогического образования в практике работы региональных учебно-воспитательных учреждений научно-производственного педагогического комплекса», которые являлись частью госбюджетных исследований проводимых в ВГПУ по проблеме: «Научное и тнехнологическое обеспечение модернизации педагогического образования, ориентированного на реализацию личностного подхода в деятельности учителя». Проводилось научно-методическое обоснование содержания образовательно-профессиональных программ в условиях перехода математического факультета на многоуровневую систему высшего педагогического образования. За этот период защищены 2 кандидатские диссертации (Ковалева Г.И., Смыковская Т.К.), опубликовано 116 работ.

С 2000 г. НИР кафедры проводится в рамках внутривузовского направления «Разработка теоретико-методологических основ целостного педагогического процесса в школе и вузе» (научный руководитель проф. Сергеев Н.К.) и является новым этапом и логическим продолжением ранее проводимых исследований. В 2000 г защищена первая на кафедре докторская диссертация (Смыковская Т.К.), опубликовано 43 работы, результаты внедряются в учебный процесс ВГПУ и других образовательных учреждений.

 

Научно-исследовательская работа студентов

Научно-исследовательская работа студентов осуществляется при кафедре под руководством ведущих преподавателей. Основными направлениями в работе являются:

  • Разработка тематических исследований (проблемные группы, кружки и т.п.);
  • Выполнение проектных заданий от органов образования (проблемные группы в базовых школах);
  • Участие в конкурсах и олимпиадах (внутривузовские, региональные, Всероссийские туры).

В основном научно-исследовательской работой студенты начинают активно заниматься на старших курсах, однако, нередко участие и студентов 2-3-х курсов. Присвоение звания «студент-исследователь» стало традицией, начиная с 1991 г. Первые студенты-исследователи в настоящее время обучаются в аспирантуре, защитили кандидатские диссертации.

В 1985 г. на Всесоюзном конкурсе студенческих работ студенческая работа, выполненная при кафедре (рук. Соболева В.Г.), заняла первое место. На протяжении пяти лет (1987-91 гг.), участвуя в региональных конкурсах по методике преподавания математики, студенты занимали призовые места (рук. Мацкин Ю.М.): первые-вторые командные и вторые - индивидуальные. Три года подряд кафедра принимала в качестве базового учреждения Поволжскую олимпиаду по методике преподавания математики (1993-1996 гг.) (рук. Соболева В.Г., Смыковская Т.К.). В этот период команда ВГПУ занимала призовые места (2-3-е места). В 1998 г. на Поволжском конкурсе студенческих работ призовое место заняла работа по методике преподавания математики (рук. Треплина О.Ф.).

Традиция - проведение ежегодных студенческих научных конференций. Под руководством кафедры работают от 2-х до 4-х секций по различным аспектам методики обучения математике. По результатам апробации студенческих материалов опубликованы сборники студенческих работ. В последние 4-е года материалы студенческих исследований обсуждаются на конференциях студентов и молодых ученых Волгоградской области, студенческих конференциях в Волгоградском педагогическом колледже и др.

Общее руководство НИРС осуществляют куратор факультета и кафедры (1991-98 гг. - Смыковская Т.К., 1998-2000 гг. - Ковалева Г.И., 2000-2006 гг. - Лысенко И.В., 2006 г. - Андреенкова Н.Л.).

 

Материально техническая база кафедры

gordienko.jpg На кафедре функционирует кабинет методики преподавания математики (зав.каб. Гордиенко Алевтина Кирилловна), в котором собрана уникальная методическая и специальная литература, ставшая уже библиографической редкостью, наглядные пособия и ТСО. Разрабатываются новые и перерабатываются старые дидактические материалы к занятиям. Имеется в наличии и поддерживается в рабочем состоянии аудиовизуальная техника. Обеспечивается необходимая консультативная помощь студентам при их самостоятельной работе в кабинете.

 

 


Страница: [[mf:mpm]]

mf/mpm.txt · Последние изменения: 2006/11/07 14:40 (внешнее изменение)
Powered by DokuWiki  ·  УКЦ ВГПУ 2006